Обозначение электроэлементов в автомобиле.

auto12v.ru

Как читать автомобильные электрические схемы

Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе — такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже физического здоровья!

Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, принципы построения и обозначение элементов — стандартизированы, обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не подымали капот.

Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления — это поможет вам быстро отыскать их.

auto12v.ru

На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом. Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом — на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.

auto12v.ru

Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове. Кроме того, нередко мы хотим ввести в цепь и дополнительные электронные устройства, такие как сигнализация, магнитола, ... И знания расположения разъёмов, и прохождения того или иного провода с нужным (сигнальным или силовым) потенциалом, помогает в качественном подключении или ремонте.

auto12v.ru

Стандартные цепи питания и соединение элементов

Цепи питания — элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом («плюс» аккумулятора), а внизу — с нулевым, т.е. земля (или «минус» аккумулятора).

auto12v.ru

Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):

Полная таблица DIN 72552 на оригинальном языке [английский ]
Contact Описание терминала Старое обозначение терминала
Ignition system
1 ignition coil, distributor, low voltage
1a, 1b distributor with two separate circuits
2 breaker points magneto ignition
4 coil, distributor, high voltage
4a, 4b distributor with two separate circuits, high voltage
7 terminal on ballast resistor, to distributor
15 battery+ from ignition switch 16
15a from ballast resistor to coil and starter motor 16
15e battery+ from ignition switch, also when starter motor runs
Preheat (Diesel engines)
15 preheat in +
17 start
19 preheat (glow)
Starter
45 starter relay 30f, 30h
45a starter 1 output 30h, 30h I
45b starter 2 output 30h II
50 starter control
50a starter control
50b starter control 50
50c starter control 50 II
50d starter control 50b, 50k
50e starter control 50a
50f starter control 50
50g starter control 50a
50h starter control 50
Battery
15 battery+ through ignition switch 16, 54/15
30 from battery+ direct 30/51
30a from 2nd battery and 12/24 V relay
31 return to battery- or direct to ground
31a return to battery- 12/24 V relay
31b return to battery- or ground through switch 85d
31c return to battery- 12/24 V relay 31, 31a
Electric motors
32 return 31
33 main terminal (swap of 32 and 33 is possible) 30
33a limit
33b field 54e
33f 2. slow rpm
33g 3. slow rpm
33h 4. slow rpm
33L rotation left 30L
33R rotation right 30R
Turn indicators
49 flasher unit in 15, 15+, 15/54, +, +15
49a flasher unit out, indicator switch in 54L, S, S4
49b out 2. flasher circuit
49c out 3. flasher circuit
C 1st flasher indicator light K, K1, P
C2 2nd flasher indicator light K1, K2, K3, K4
C3 3rd flasher indicator light K3, K4
L indicator lights left HL, L54, VL
R indicator lights right HR, R54, VR
L54 lights out, left SBL
R54 lights out, right SBR
AC generator
51 DC at rectifiers
51e as 51, with choke coil
59 AC out, rectifier in, light switch 51, 51-, 51a
59a charge, rotor out 59
64 generator control light
Generator, voltage regulator
61 charge indicator (charge control light)
B+ battery + 51, 51B+, B+30, B+51
B- battery - 31B-
D+ dynamo / alternator diode+
D- dynamo / alternator diode-
DF dynamo field
DF1 dynamo field 1
DF2 dynamo field 2
U, V, W AC three phase terminals
Lights
54 brake lights
54g lights 54
55 fog light N
56 spot light
56a headlamp high beam and indicator light
56b low beam F
56d signal flash
57 parking lights
57a parking lights P
57L parking lights left PL
57R parking lights right PR
58 licence plate lights, instrument panel
58d panel light dimmer 58b
58L parking light 58
58R parking light 58
Window wiper/washer
53 wiper motor + in 1, 3, 54d, S
53a limit stop + 54, +2
53b limit stop field 3, 54e
53c washer pump
53e stop field 1, 2
53i wiper motor with permanent magnet, third brush for high speed
Acoustic warning
71 beeper in H
71a beeper out, low
71b beeper out, high
72 hazard lights switch
85c hazard sound on
Switches
81 opener
81a 1 out
81b 2 out
82 lock in
82a 1st out
82b 2nd out
82z 1st in
82y 2nd in
83 multi position switch, in
83a out position 1
83b out position 2
Relay
85 relay coil - Important if relay coil has flyback diode in parallel
86 relay coil + Important if relay coil has diode in parallel
Контакты реле
87 common contact 30/51
87a normally closed contact
87b normally open contact
88 common contact 2 30/51 (relay)
88a normally closed contact 2
88b normally open contact 2
Additional
52 signal from trailer
54g magnetic valves for trailer brakes
75 radio, cigarette lighter R
77 door valves control
Полная таблица DIN 72552 с удовлетворяющим переводом Клемма          Определение
1          Низкое напряжение
1a        Распределитель зажигания с двумя отдельными цепями. К контактному прерывателю I
1b        Распределитель зажигания с двумя отдельными цепями. К контактному прерывателю II
4          Катушка зажигания. Распределитель зажигания. Высокое напряжение
4a        Распределитель зажигания, с двумя отдельными цепями. Из катушки зажигания I
4b        Распределитель зажигания, с двумя отдельными цепями. Из катушки зажигания II
15        Вывод (+), идущий от батареи (выход из замка зажигания).
15а      Вывод балластного резистора к катушке зажигания и стартеру.

система зажигания и выключатель стартера

17        Пуск.
19        Предварительный нагрев.

Аккумуляторная батарея.

30        Вывод батареи (+), постоянное напряжение.
30а      Последовательно - параллельный переключатель батареи 12/24В. Вывод (+) от батареи II
31        Обратная линия отрицательной клеммы батареи или непосредственное заземление.
31b      Обратная линия отрицательной клеммы батареи или заземление посредством переключателя или реле.
31а      Последовательно - параллельный переключатель батареи 12/24В. Обратная линия к батарее II, отрицательная.
31с      Последовательно - параллельный переключатель батареи 12/24В. Обратная линия к батарее I, отрицательная.

Электрика двигателя.

32        Обратная линия.
33a      Концевой выключатель применяемый при парковке.
33b      Параллельная обмотка возбуждения.
33f       Параллельная обмотка возбуждения для второго низкоскоростного диапазона
33g      Параллельная обмотка возбуждения для третьего низкоскоростного диапазона
33h      Параллельная обмотка возбуждения для четвертого низкоскоростного диапазона
33l       Соединение для вращения против часовой стрелки.
33r       Соединение для вращения по часовой стрелке.

Стартерные обозн.

45        Отдельное реле стартера, выход, стартер, вход (основной ток).
45a      Пусковое реле для включения тока. Вывод.
45b      Пусковое реле для включения тока. Ввод.
48        Выводы на стартере и реле повторного пуска для контроля процедуры пуска.

Устройства указателя поворота (импульсные генераторы)

49        Ввод.
49a      Вывод.
49b      Вывод, вторая цепь указателя поворота.
49c      Вывод, третья цепь указателя поворота.

Стартеры

50        Управление работой стартера (непосредственное)
50a      Последовательно-параллельный переключатель батареи. Вывод для управления работой стартера.
50b      Управление стартером с параллельным функционированием двух стартеров с последовательным управлением.
50c      Пусковое реле для последовательного контроля включения тока во время параллельной работы двух стартеров. Ввод пускового реле для стартера 1.
50d      Пусковое реле для последовательного контроля включения тока во время параллельной работы двух стартеров. Ввод пускового реле для стартера 2.
50e      Реле пуска – блокировки. Ввод.
50f       Реле пуска – блокировки. Вывод.
50g      Реле повторного пуска. Ввод.
50h      Реле повторного пуска. Вывод.

Электродвигатели стеклоочистителя.

53        Электродвигатель стеклоочистителя. Ввод (+).
53a      Стеклоочиститель (+), выключатель самоостановки.
53b      Стеклоочиститель (параллельная обмотка).
53c      Электрический насос омывателя ветрового стекла.
53e      Стеклоочиститель (тормозная обмотка).
53i       Электродвигатель стеклоочистителя с постоянным магнитом и третьей щеткой (для более высокой скорости работы).

Освещение.

55        Противотуманная фара.
56        Фара.
56a      Дальний свет фар, индикаторная лампа света фар.
56b      Ближний свет фар.
56d      Контакт проблескового устройства фары.
57a      Лампа стоянки.
57L      Лампа стоянки левая.
57R     Лампа стоянки правая.
58        Передний габаритный огонь, задний габаритный огонь, фонарь освещения номерного знака, лампа приборного щитка.
58L      Лампа подсветки номерного знака левая.
58R     Лампа подсветки номерного знака правая.

Генераторы переменного тока и регуляторы напряжения.

61        Сигнальная лампа работы генератора.
B+       Положительный вывод батареи.
B-        Отрицательный вывод батареи.
D+       Положительный вывод электрического генератора.
D-        Отрицательный вывод генератора.
DF       Обмотка возбуждения генератора.
DF1     Обмотка возбуждения генератора 1.
DF2     Обмотка возбуждения генератора 2.
U V W Выводы переменного тока электрического генератора.

Акустика.

75        Радиоприемник, прикуриватель.
76        Динамики.

Выключатели.

81        Размыкающий контакт (NC) и переключающий. Ввод.
81a      Вывод 1, сторона NC
81b      Вывод 2, сторона NC
82        Выключатели замыкающих контактов (NO) Ввод.
82a      Выключатели замыкающих контактов (NO) Вывод 1
82b      Выключатели замыкающих контактов (NO) Вывод 2
82z      Выключатели замыкающих контактов (NO) Ввод 1
82y      Выключатели замыкающих контактов (NO) Ввод 2
83        Многопозиционные переключатели. Ввод.
83a      Многопозиционные переключатели. Вывод положение 1
83b      Многопозиционные переключатели. Вывод положение 2
83L      Многопозиционные переключатели. Вывод левостороннее положение.
83R     Многопозиционные переключатели. Вывод правостороннее положение.

Реле тока

84        Ввод, обмотка и контакт реле.
84a      Вывод, обмотка.
84b      Вывод, контакт реле.

Контакты переключающего реле.

85        Вывод, обмотка (конец обмотки к заземлению или к отрицательному выводу).
86        Ввод, обмотка (начало обмотки).
86a      Начало обмотки или первая обмотка.
86b      Вывод обмотки или вторая обмотка.
87        Контакт реле для размыкания (NC) и контакты переключения. Ввод.
87a      Контакт реле для размыкания (NC) и контакты переключения. Вывод 1 (со стороны NC).
87b      Контакт реле для размыкания (NC) и контакты переключения. Ввод 2.
87c      Контакт реле для размыкания (NC) и контакты переключения. Ввод 3.
87z      Контакт реле для размыкания (NC) и контакты переключения. Ввод 1.
87y      Контакт реле для размыкания (NC) и контакты переключения. Ввод 2.
87x      Контакт реле для размыкания (NC) и контакты переключения. Ввод 3.
88        Контакт реле для контакта замыкания (NO). Ввод.
88a      Контакт реле для контакта замыкания (NO), и контактов переключения (со стороны замыкания). Вывод 1.
88b      Контакт реле для контакта замыкания (NO), и контактов переключения (со стороны замыкания). Вывод 2.
88c      Контакт реле для контакта замыкания (NO) и контактов переключения (со стороны замыкания). Вывод 3.
88z      Контакт реле для замыкающего контакта (NO). Ввод 1.
88y      Контакт реле для замыкающего контакта (NO). Ввод 2.
88x      Контакт реле для замыкающего контакта (NO). Ввод 3.

Направленные сигналы (проблесковые указатели поворота)

C         Сигнальная лампа 1.
C0       Подсоединение основного вывода для отдельных индикаторных цепей, приводимых в действие переключателем сигнала поворота.
C2       Сигнальная лампа 2.
C3       Сигнальная лампа 3 (например, при буксировке двух прицепов).
L          Лампы сигналов поворотов левые.
R         Лампы сигналов поворотов правые.
auto12v.ru

Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:

auto12v.ru

Иногда можно встретить пустую окружность в узле — это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.

auto12v.ru

Пин №2 разъема С301 соединяется с пином №9 разъема С104, который, в свою очередь, идет в пин №3 разъема С107. Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них — разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой «С» и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не «пин №2», а «терминал №2», если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.auto12v.ru

Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.
Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.

auto12v.ru

Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)

Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском — Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой «S» и порядковым номером, например: S202, S301.auto12v.ru

В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.

auto12v.ru

Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию — предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения:auto12v.ru

Ef — предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) — предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. В основном предохранители расположены рядом — в блоках предохранителей и реле.

Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты

auto12v.ru

Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.

auto12v.ru

Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах

  1. Датчик холостого хода (ДХХ)
  2. Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
  3. Датчик температуры охлаждающей жидкости
  4. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
  5. Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (ДАД)
  6. Датчик давления в системе кондиционирования
  7. Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе
  8. На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.

Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем

auto12v.ru
    На электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены. В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, ниже будут приведены только некоторые из них.
  1. Аккумуляторная батарея (АКБ)
  2. Замок зажинагия
  3. Комбинация приборов
  4. Выключатель
  5. Стартер
  6. Генератор
  7. Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.auto12v.ru
  1. Катушка зажигания
  2. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
  3. Датчик положения коленчатого вала

На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как — блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.

auto12v.ru
  1. Блок управления двигателем (ЭБУ)
  2. Октан-корректор
  3. Электромотор (в данном случае — бензонасос)
  4. Датчик концентрации кислорода
  5. На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ. auto12v.ru
  1. Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
  2. Двухходовой клапан
  3. Гравитационный клапан
  4. Комбинация приборов
  5. Электронный блок управления двигателем
  6. Датчик скорости
  7. На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.
auto12v.ru
  1. Переключатель наружного освещения
  2. Переключатель указателей поворота
  3. Переключатель корректора фар
  4. Корректор левой фары
  5. Левая фара автомобиля
  6. Корректор правой фары
  7. Правая фара автомобиля
  8. На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
ПОДКЛЮЧЕНИЕ ДОП ОБОРУДОВАНИЯ ПОДКЛЮЧЕНИЕ АВТОСИГНАЛИЗАЦИЙ