Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе — такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже физического здоровья!
Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, принципы построения и обозначение элементов — стандартизированы, обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не подымали капот.
Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления — это поможет вам быстро отыскать их.
На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом. Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом — на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.
Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове. Кроме того, нередко мы хотим ввести в цепь и дополнительные электронные устройства, такие как сигнализация, магнитола, ... И знания расположения разъёмов, и прохождения того или иного провода с нужным (сигнальным или силовым) потенциалом, помогает в качественном подключении или ремонте.
Цепи питания — элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом («плюс» аккумулятора), а внизу — с нулевым, т.е. земля (или «минус» аккумулятора).
Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):
Contact | Описание терминала | Старое обозначение терминала |
---|---|---|
Ignition system | ||
1 | ignition coil, distributor, low voltage | |
1a, 1b | distributor with two separate circuits | |
2 | breaker points magneto ignition | |
4 | coil, distributor, high voltage | |
4a, 4b | distributor with two separate circuits, high voltage | |
7 | terminal on ballast resistor, to distributor | |
15 | battery+ from ignition switch | 16 |
15a | from ballast resistor to coil and starter motor | 16 |
15e | battery+ from ignition switch, also when starter motor runs | |
Preheat (Diesel engines) | ||
15 | preheat in | + |
17 | start | |
19 | preheat (glow) | |
Starter | ||
45 | starter relay | 30f, 30h |
45a | starter 1 output | 30h, 30h I |
45b | starter 2 output | 30h II |
50 | starter control | |
50a | starter control | |
50b | starter control | 50 |
50c | starter control | 50 II |
50d | starter control | 50b, 50k |
50e | starter control | 50a |
50f | starter control | 50 |
50g | starter control | 50a |
50h | starter control | 50 |
Battery | ||
15 | battery+ through ignition switch | 16, 54/15 |
30 | from battery+ direct | 30/51 |
30a | from 2nd battery and 12/24 V relay | |
31 | return to battery- or direct to ground | |
31a | return to battery- 12/24 V relay | |
31b | return to battery- or ground through switch | 85d |
31c | return to battery- 12/24 V relay | 31, 31a |
Electric motors | ||
32 | return | 31 |
33 | main terminal (swap of 32 and 33 is possible) | 30 |
33a | limit | |
33b | field | 54e |
33f | 2. slow rpm | |
33g | 3. slow rpm | |
33h | 4. slow rpm | |
33L | rotation left | 30L |
33R | rotation right | 30R |
Turn indicators | ||
49 | flasher unit in | 15, 15+, 15/54, +, +15 |
49a | flasher unit out, indicator switch in | 54L, S, S4 |
49b | out 2. flasher circuit | |
49c | out 3. flasher circuit | |
C | 1st flasher indicator light | K, K1, P |
C2 | 2nd flasher indicator light | K1, K2, K3, K4 |
C3 | 3rd flasher indicator light | K3, K4 |
L | indicator lights left | HL, L54, VL |
R | indicator lights right | HR, R54, VR |
L54 | lights out, left | SBL |
R54 | lights out, right | SBR |
AC generator | ||
51 | DC at rectifiers | |
51e | as 51, with choke coil | |
59 | AC out, rectifier in, light switch | 51, 51-, 51a |
59a | charge, rotor out | 59 |
64 | generator control light | |
Generator, voltage regulator | ||
61 | charge indicator (charge control light) | |
B+ | battery + | 51, 51B+, B+30, B+51 |
B- | battery - | 31B- |
D+ | dynamo / alternator diode+ | |
D- | dynamo / alternator diode- | |
DF | dynamo field | |
DF1 | dynamo field 1 | |
DF2 | dynamo field 2 | |
U, V, W | AC three phase terminals | |
Lights | ||
54 | brake lights | |
54g | lights | 54 |
55 | fog light | N |
56 | spot light | |
56a | headlamp high beam and indicator light | |
56b | low beam | F |
56d | signal flash | |
57 | parking lights | |
57a | parking lights | P |
57L | parking lights left | PL |
57R | parking lights right | PR |
58 | licence plate lights, instrument panel | |
58d | panel light dimmer | 58b |
58L | parking light | 58 |
58R | parking light | 58 |
Window wiper/washer | ||
53 | wiper motor + in | 1, 3, 54d, S |
53a | limit stop + | 54, +2 |
53b | limit stop field | 3, 54e |
53c | washer pump | |
53e | stop field | 1, 2 |
53i | wiper motor with permanent magnet, third brush for high speed | |
Acoustic warning | ||
71 | beeper in | H |
71a | beeper out, low | |
71b | beeper out, high | |
72 | hazard lights switch | |
85c | hazard sound on | |
Switches | ||
81 | opener | |
81a | 1 out | |
81b | 2 out | |
82 | lock in | |
82a | 1st out | |
82b | 2nd out | |
82z | 1st in | |
82y | 2nd in | |
83 | multi position switch, in | |
83a | out position 1 | |
83b | out position 2 | |
Relay | ||
85 | relay coil - | Important if relay coil has flyback diode in parallel |
86 | relay coil + | Important if relay coil has diode in parallel |
Контакты реле | ||
87 | common contact | 30/51 |
87a | normally closed contact | |
87b | normally open contact | |
88 | common contact 2 | 30/51 (relay) |
88a | normally closed contact 2 | |
88b | normally open contact 2 | |
Additional | ||
52 | signal from trailer | |
54g | magnetic valves for trailer brakes | |
75 | radio, cigarette lighter | R |
77 | door valves control |
Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:
Иногда можно встретить пустую окружность в узле — это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.
Пин №2 разъема С301 соединяется с пином №9 разъема С104, который, в свою очередь, идет в пин №3 разъема С107. Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них — разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой «С» и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не «пин №2», а «терминал №2», если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.
Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.
Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.
Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском — Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой «S» и порядковым номером, например: S202, S301.
В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.
Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию — предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения:
Ef — предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) — предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. В основном предохранители расположены рядом — в блоках предохранителей и реле.
Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.
На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как — блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.