CAN модули автомобилей

auto12v.ru

CAN-шина

Электрические цепи автомобилей усложнялись и разрастались год от года. Первые автомобили обходились без генератора и аккумулятора – зажигание работало от магнето, а фары были ацетиленовые.
К середине 70-х годов в жгуты увязывались уже сотни метров электрических проводов, автомобили по оснащённости электрикой, соперничали с легкомоторной авиацией.
Идея упрощения электропроводки лежала на поверхности – хорошо бы проложить в автомобиле всего один провод, нанизать на него потребителей и возле каждого поставить некое управляющее устройство. Тогда по этому проводу можно было бы пустить и энергию для потребителей (лампочек, датчиков, исполнительных устройств) и управляющие сигналы.
К началу 90-х развитие цифровых технологий позволило приступить к осуществлению этой идеи - компаниями BOSCH и INTEL был разработан сетевой интерфейс CAN (Controller Area Network) для создания бортовых мультипроцессорных систем реального времени. В электронике проводную систему, по которой передаются данные, принято называть “шиной”.

Если данные передаются по двум проводам (т.н. “витая пара”) последовательно, импульс за импульсом – это будет последовательная шина (serial bus), если данные передаются по жгуту из нескольких проводов одновременно – это будет параллельная шина (parallel bus).

И хотя параллельная шина работает быстрее, для упрощения электропроводки автомобиля она не подходит – она её как раз только усложнит. Витая пара последовательной шины способна передавать до 1Мбит/сек, чего вполне достаточно.

Правила, по которым отдельные блоки обмениваются информацией, в электронике называются протоколом . Протокол позволяет посылать отдельным блокам отдельные команды, опрашивать каждый блок в отдельности или всех сразу. Кроме адресного обращения к устройствам, протокол предусматривает и возможность задания приоритетов самим командам. Например, команда на управление двигателем будет иметь приоритет перед командой на управление кондиционером.
Развитие и миниатюризация электроники позволяют теперь выпускать недорогие модули управления и связи, которые в автомобиле можно соединять в виде звезды, кольца или цепи.auto12v.ru

Обмен информацией идет в обоих направлениях, т.е. можно не только включить например лампочку заднего хода, но и получить информацию светит ли она.
Получая информацию от различных устройств система управления двигателем выберет оптимальный режим, система кондиционирования включит отопление или охлаждение, система управления стеклоочистителем взмахнет щетками и т.п. Значительно упрощается и система диагностики двигателя и всего автомобиля в целом.
И хотя главная мечта электрика – всего два провода по всей машине – ещё не сбылась, CAN шина значительно упростила электропроводку автомобиля и повысила общую надежность всей системы.

auto12v.ru

Как работает CAN шина

Фактически, шина представляет собой компактное устройство со множеством входов для подключения кабелей или разъём, к которому подсоединяются кабели. Принцип её действия заключается в передаче сообщений между разными компонентами электронной системы.
Для передачи разной информации в сообщения включаются идентификаторы. Они уникальны и сообщают, например, что в конкретный момент времени автомобиль едет со скоростью 60 км/ч. Серия сообщения отправляется на все устройства, но благодаря индивидуальным идентификаторам они обрабатывают только те, которые предназначаются именно для них. Идентификаторы CAN-шины могут иметь длину от 11 до 29 бит.

    В зависимости от назначения КАН шины разделяются на несколько категорий:
  • Силовые. Они предназначены для синхронизации и обмена данными между электронным блоком двигателя и антиблокировочной системой, коробкой передач, зажиганием, другими рабочими узлами автомобиля.
  • Комфорт. Эти шины обеспечивают совместную работу цифровых интерфейсов, которые не связаны с ходовыми блоками машины, а отвечают за комфорт. Это система подогрева сидений, климат-контроль, регулировка зеркал и т.п.
  • Информационно-командные. Эти модели разработаны для оперативного обмена информацией между узлами, отвечающими за обслуживание авто. Например, навигационной системой, смартфоном и ЭБУ.

Для чего CAN шина в автомобиле

    Распространение интерфейса КАН в автомобильной сфере связано с тем, что он выполняет ряд важных функций:
  • упрощает алгоритм подсоединения и функционирования дополнительных систем и приборов;
  • снижает влияние внешних помех на работу электроники;
  • обеспечивает одновременное получение, анализ и передачу информации к устройствам;
  • ускоряет передачу сигналов к механизмам, ходовым узлам и иным устройствам;
  • уменьшает количество необходимых проводов;
В современном автомобиле цифровая шина работает в следующих системах ⇒ ≡
  1. Модуль управления силовым агрегатом (PCM)
  2. Модуль Противоблокировочные тормоза / Контроль силы сцепления (ABS)
  3. Гибридный электронный приборный щиток (HEC)
  4. Левая газоразрядная лампа (LHID)
  5. Правая газоразрядная лампа (RHID)
  6. Динамический модуль автомобиля (VDM)
  7. Модуль управления 4X4 (4X4M)
  8. Модуль управления системой кондиционирования (ACCM)
  9. Модуль управления аудиосистемой (ACM)
  10. Блок управления аудиосистемой (ACU)
  11. Модуль управления системой альтернативного топлива (AFCM)
  12. истема адаптивного головного освещения / модуль автоматической коррекции уровня (AFS/ALM)
  13. Адаптивная система переднего освещения (AFS)
  14. Модуль управления дополнительным отопителем (AHCM)
  15. Audio Interface Module (AIM)
  16. Модуль автоматической коррекции уровня (ALM)
  17. Модуль усилителя (AM)
  18. Модуль интерфейса с дополнительным протоколом (APIM)
  19. Автоматическое регулирование плавности хода (ARC)
  20. Система автоматической остановки (система, исключающая работу двигателя на холостом ходу) (A-STOP)
  21. Модуль управления внедорожным режимом All Terrain (ATCM)
  22. Модуль полного привода (AWD)
  23. Модуль управления зарядным устройством аккумулятора (BCCM)
  24. Модуль управления аккумулятором (BCM)
  25. Модуль управления кузовом (BCMii)
  26. Модуль управления кузовом/ многофункциональный электронный модуль (BCM/GEM)
  27. Модуль управления оборудованием кузова В (BCMB)
  28. Модуль управления электропитанием аккумулятора (BECM)
  29. Электронный модуль кузова (BEM)
  30. Телефонный модуль Bluetooth (BPM)
  31. Модуль защиты (CSM)
  32. Мониторинг мертвой зоны (слева) (BSML)
  33. Мониторинг мертвой зоны (справа) (BSMR)
  34. Дистанционное управление климатом (RCC)
  35. Модуль круиз-контроля (CCM)
  36. Модуль для отключения электрической цепи подачи питания для активации двигателя (CDIM)
  37. Проигрыватель компактдисков (CDP)
  38. Комбинация приборов (INST)
  39. Модуль замка рулевой колонки (CLM)
  40. Модуль камеры, задней (CMR)
  41. Главный блок обеспечения связи (CMU)
  42. Модуль сотового телефона (CPM)
  43. Модуль центрального таймера (CTM)
  44. Комбинированный телематический модуль (CTMii)
  45. Модуль цифрового аудиовещания (DABM)
  46. Модуль управления С цифровой аудиосистемой (DACMC)
  47. Модуль управления преобразователем DC — DC (DCDC)
  48. Модуль сиденья водителя с двухзонным климат-контролем (DCSM)
  49. Модуль управления подачей реагента (DCU)
  50. Блок управления двери водителя (DFDM)
  51. Модуль двери водителя (DDM)
  52. Пиротехническая система крышки капота (DHS)
  53. Модуль сиденья водителя (DSM)
  54. Модуль обработки цифрового аудиосигнала (DSP)
  55. Электронное автоматическое регулирование температуры (EATC)
  56. Система поддержки торможения Rader (EBS)
  57. Электронный датчик столкновения (ECS)
  58. Электрический стояночный тормоз (EPB)
  59. Усилитель рулевого управления с электронным управлением (EPS)
  60. Модуль Противоблокировочные тормоза / Контроль силы сцепления (ESOF)
  61. Передний модуль управления кузовом (F_BCM)
  62. Модуль управления системой подачи топливной присадки (FACM)
  63. Модуль интерфейса передних органов управления/дисплея (FCDIM)
  64. Модуль интерфейса передних органов управления (FCIM)
  65. Модуль интерфейса переднего дисплея (FDIM)
  66. Передний модуль распознавания расстояния (FDSM)
  67. Модуль управления коробкой передач (TCM)
  68. Модуль подогрева охлаждающей жидкости, работающий на топливе (FFH)
  69. Пассивная противоугонная система (PATS)
  70. Передний электронный модуль (FEM)
  71. Модуль управления впрыском топлива (FICM)
  72. Модуль определения состава топлива (FIM)
  73. Модуль топливного насоса (FIP)
  74. Блок управления передним освещением (FLM)
  75. Отопитель, работающий на топливе (FOH)
  76. Обращенная вперед камера (FSC)
  77. Модуль системы пожаротушения (FSSM)
  78. Модуль управления складываемым верхом (FTCM)
  79. Общий модуль дисплея (GDM)
  80. Многофункциональныи электронныи модуль / интеллектуальная электрораспределительная коробка (GEM/SJB)
  81. Общий электрический модуль (GEM)
  82. Общий функциональный модуль (GFM)
  83. Модуль глобальной системы определения местонахождения (GPSM)
  84. Модуль переключения передач (GSM)
  85. Модуль шлюза А (GWM)
  86. Модуль управления фарами (HCM)
  87. Модуль управления фарами 2(B) (HCM2)
  88. Модуль коррекции наклона света фар (HD_LVL)
  89. Комбинация приборов (IC)
  90. Интегрированный модуль HVAC (HIM)
  91. Модуль рулевого колеса с обогревом (HSWM)
  92. Дисплей над головой (HUD)
  93. Модуль рулевого колеса с обогревом (HV)
  94. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха (HVAC)
  95. Интегрированный модуль воздушной подушки безопасности (IABM)
  96. Интеллектуальная система поддержки торможения в городском цикле (ICA)
  97. Интеллектуальныи' модуль круиз-контроля (ICCM)
  98. Модуль информационного центра (ICM)
  99. Блок управления форсунками (ICU)
  100. Модуль управления внутренним освещением (ILCM)
  101. Модуль управления панелью приборов (IPC)
  102. Модуль интеллектуального распределения питания (IPDM)
  103. Модуль обработки изображений A (IPMA)
  104. Модуль обработки изображений B (IPMB)
  105. Модуль управления освещением (LCM)
  106. Модуль левой приводной скользящей двери (LPSDM)
  107. Модуль задней двери / багажника (LTM)
  108. Центр сообщений (MC)
  109. Многофункциональный переключатель рулевого колеса (MFSW)
  110. Многофункциональный дисплей (MID)
  111. Модуль преднатяжителя с электродвигателем (MPM)
  112. Навигационный контроллер (NAV)
  113. Пневмоподвеска (4WAS)
  114. Кондиционирование (AC)
  115. Система автоматического поддержания скорости (CCM)
  116. Модуль запирания рулевой колонки (SCLM)
  117. Рулевое управление 4 колесами (WS4)
  118. Модуль регулирования скорости следующего поколения (NGSC)
  119. Модуль управления аккумулятором (OBD_BCM)
  120. Модуль управления впрыскиванием топлива (OBD_FICM)
  121. Модуль системы классификации водителя/ пассажира (OCS)
  122. Верхний бортовой компьютер (OTC)
  123. Модуль Средства облегчения парковки (PAM)
  124. Модуль управления стояночным тормозом (PBM)
  125. Модуль сиденья пассажира с управлением микроклиматом (PCSM)
  126. Модуль климат-контроля заднего пассажирского сиденья (rear) (PCSM2)
  127. Блок управления двери пассажира (PDM)
  128. Подножка с электроприводом (PRB)
  129. Модуль управления усилителем рулевого управления (PSCM)
  130. Модуль пассажирского переднего сиденья (PSM)
  131. Задний модуль управления кузовом (R_BCM)
  132. Модуль управления задней аудиосистемой (RACM)
  133. Модуль дистанционного противоугонного устройства / профиля (RAP)
  134. Модуль задней пневматической подвески (RASM)
  135. Управление температурой воздуха в задней части салона (RATC)
  136. Блок управления системой защиты водителя и пассажиров (RCM)
  137. Задний блок управления аудиосистемой (RCU)
  138. Задний модуль электроники (REM)
  139. Модуль аварийной спутниковой/сотовой связи (RESCU)
  140. Модуль развлекательной системы заднего сиденья (RETM)
  141. Дистанционно функционирующее исполнительное устройство (RFA)
  142. Модуль заднеи двери/ багажника (RGTM)
  143. Складнои жесткий верх (RHT)
  144. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха — Задний блок (RHVAC)
  145. Дистанционный вход без помощи ключа (RKE)
  146. Блок А управления задним освещением (RLCMA)
  147. Блок управления задней левой двери (DRDM)
  148. Модуль правой скользящей приводной двери (RPSDM)
  149. Блок управления задней правой двери (PRDM)
  150. Мониторинг давления в шинах (RTM)
  151. Задний мониторинг автомобиля (RVM)
  152. Модуль датчика угла поворота (SASM)
  153. Интеллектуальная поддержка тормозов/Радарный круиз-контроль Mazda (SBS/MRCC)
  154. Модуль управления рулевой колонкой (SCCM)
  155. Рулевая колонка/приборная панель/освещение (SCIL)
  156. Модуль управления сиденьем E (SCME)
  157. Модуль управления сиденьем G (SCMG)
  158. Модуль управления сиденьем H (SCMH)
  159. Снижение уровня токсичности (SCR)
  160. Спутниковая цифровая система аудиоприема (SDARS)
  161. Модуль управления рулевым усилием (SECM)
  162. Вторичный модуль управления OBD А (SOBDM)
  163. Вторичный модуль управления OBD C (SOBDMC)
  164. Модуль управления определением боковых препятствий — левая сторона (SODL)
  165. Модуль управления определением боковых препятствий — правая сторона (SODR)
  166. Модуль опознавания речевых команд (SRM)
  167. Дополнительная система безопасности (SRS)
  168. Блок системы интеллектуального запуска Smart Start (SSU)
  169. Модуль управления тормозами прицепа (TBC)
  170. Модуль управления энергией (EMM)
  171. Модуль управления заслонкой рециркуляции (TBM)
  172. Модуль управления раздаточной коробкой (TCCM)
  173. Модуль блока управления телематической системой (TCU)
  174. Мониторинг давления в шинах (TPM)
  175. Модуль управления диапазонами коробки передач (TRCM)
  176. Модуль прицепа (TRM)
  177. Переменное усиление рулевого управления (VAPS)
  178. Система экстренных сообщений автомобиля (VEMS)
  179. Узел виртуальных изображений (VIC)
  180. Модуль защиты автомобиля (VSM)
  181. Это не полный список. С каждым годом модули & системы только добавляются.

Возможные проблемы с CAN шиной

    По причине включения во многие функциональные процессы, неполадки в работе CAN-шины проявляются очень быстро. Среди признаков нарушений чаще всего проявляются:
  • ∼ индикация вопросительного знака ′ ! ′ на приборной панели;
  • одновременное индикация нескольких лампочек, например, CHECK ENGINE и ABS;
  • исчезновение показателей уровня топлива, оборотов двигателя, скорости на приборной панели.
auto12v.ru

Такие проблемы возникают по разным причинам, связанным с питанием или нарушением электроцепи. Это может быть замыкание на массу или аккумулятор, обрыв цепи, повреждение перемычек, падение напряжения из-за проблем с генератором или разряд АКБ.

Первая мера для проверки шины – компьютерная диагностика всех систем. Если она показывает шину, необходимо измерить напряжение на выводах H и L (должно быть ~4V) и изучить форму сигнала на осциллографе под зажиганием. Если сигнала нет или он соответствует напряжению сети, налицо замыкание или обрыв.

Ввиду сложности системы и большого количества подключений компьютерную диагностику и устранение неисправностей целесообразно передать в руки специалистов с высококачественным оборудованием.

ОБОЗНАЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
ПОДКЛЮЧЕНИЕ ДОП ОБОРУДОВАНИЯ ПОДКЛЮЧЕНИЕ АВТОСИГНАЛИЗАЦИЙ